Поиск


В разделе:  

Друзья сайта
Список категорий -> Разное

Предметы времени... Мир, дружба, жвачка.

Разместил -  Lem0nti    

        Поезжайте в Красноярск и спросите. Нет, вы спросите, что такое «сера»? И вам ответят: наша сибирская жвачка. Варят лиственничную смолу на пару, получается масса серого цвета (откуда название), которую приятно пожевать. Смолистый дух навевает романтическую тоску по таежному туману и сладостную дрему детских воспоминаний, а еще помогает бросить курить и куда лучше жевательной резинки очищает пресловутую полость рта.
        Зауральские жители РФ – не первооткрыватели в деле пожевать чего несъедобного. Жевали древние обитатели Средиземноморья – смолу мастикового дерева, индейцы – застывший сок гевеи, он же каучук, или ту же смолу, в общем – где что росло, то там и жевали.
        В лавку не бегали – не было в лавках жвачки.
        А потом появилась – в американских. В сентябре 1848 года братья Куртис из штата Мэн воспроизвели рецепты северных индейцев (или, если угодно, неведомых им сибиряков) и изладили жвачку из смолы хвойных деревьев с добавкой пчелиного воска. Обернутая в бумажку американская «серка» понравилась народу, и к 1850 году Куртисы расширили производство и ассортимент. Налетай, выбирай: «Ель 200-й глыбы», «Сосновая магистраль» и «Сосна янки», «Белая гора» и «Ликорис Лулу»… Бог знает, что за ликорис, кто эта Лулу и где прячется 200-я глыба...
        Но, как ни смешивай смолу с воском, красоты все равно не достичь, а на зубах останется пыль и мусор. И когда в 1869 году Уильям Финли Семпл запатентовал каучуковую жевательную резинку, а Томас Адамс начал ее производить, бизнес Куртисов начал сдуваться, как пузырь еще не изобретенного бабл-гама. Зато распухли производители каучуковой резинки. Американцы, а вслед за ними и остальной мир (за редким исключением вроде нашей страны) жевали чуингам с таким остервенением, что объемы производства росли как на дрожжах, даром что в жвачке дрожжи не используют. Свою роль в распространении привычки зажевывать жизнь сыграла Вторая мировая война – пример американских солдат вдохновлял и вызывал зависть. Кстати, известную сейчас марку «Орбит» начали выпускать в 1944 году как жвачку исключительно для военных, и в продаже она появилась только в 1977-м.
        На наших подосиновых просторах жвачка продолжала оставаться недоступной вплоть до 1980-го – до Олимпиады. Первым ее отечественным производителем считают фабрику «Ереванские сладости», еще были таллинский «Калев» и московский «Рот Фронт» с широчайшим ассортиментом аж из 4 видов. Потреблять это могли только неизбалованные советские дети: резинка сохнет, разваливается на куски, надо жевать не с удовольствием, а старательно – еще не слиплась, а вкуса уже нету. В общем – «трудное детство, недостаток витаминов». А заграничный продукт в эпоху несвободной торговли могли жевать только редкие счастливцы из выездных семей да оторвы, промышлявшие фарцовкой. Несовершеннолетние фарцовщики-«гамщики» (специалисты по выпрашиванию вожделенной жвачки) совершали чудеса изворотливости и неуловимости и обретали навыки рекламистов и пиарщиков. Знаменитый лозунг «Мир, дружба, жвачка» – это от них, юных провозвестников капиталистических отношений.
        Оттуда же новый вид коллекционирования. Рекламные ходы для привлечения покупателей создали индустрию вкладышей. Разнотемные, разностильные, серийные и одиночные, они не то чтобы потеснили марки или, скажем, спичечные этикетки, но встали с ними вровень. По крайней мере, наши школьники на переменках разыгрывали в своеобразную орлянку не открытки, а именно вкладыши в упаковки жевательной резинки. Подобное увлечение сурово каралось педагогическим коллективом, почитающим все западное злом.
        А потом пришел настоящий капитализм, и жвачка облепила наши просторы. В самом прямом смысле слова: каучук рано или поздно нужно выплюнуть. А он, собака, остается липким. Сколько попорчено юбок и штанов – не сосчитать (попутно рецепт – запихните сначала одежду в морозилку, а потом отколупывайте, может, и повезет). Сколько стен и полов, скамеек и фонарей, машин и самолетов… Сколько человекочасов потрачено на скорбный труд отскребателями окаменевшей липучки! Чтобы не тратиться и не страдать, в прогрессивном Сингапуре в 1992 году запретили продажу жвачки вообще – под угрозой года тюрьмы и штрафа в $5500. И не стали брать пример с калифорнийского городка Сан-Луис-Обиспо, где специально выделили для жвачных отходов одну конкретную кирпичную стенку. Видок представляете? Теперь «резиновый вопрос» в Сингапуре частично сняли: жвачку продают в аптеке. Без рецепта – но по паспорту. Снова влипли?

Оригинал статьи находится здесь - http://www.novayagazeta.ru/data/2008/color36/07.html

Рейтинг@Mail.ru